Современные автомобили, – как легковые, так и грузовые, – настолько насыщены электрикой и электроникой, что их разработка превратилась в сложную электротехническую задачу. Без использования разнообразной электроники сегодня просто невозможно соответствовать экологическим нормам. Более того, все без исключения системы автомобиля стали электронными: система безопасности, система управления двигателем, система управления тормозами и другие. И все эти системы содержат множество жгутов, так что автомобили усложняются не только технически, но и – скажем так – электрически. Соответственно, САПР для электрики стала одним из важнейших инструментов разработки автомобилей..
Когда на КАМАЗе было принято решение о внедрении такой САПР, главным для нас было «правильно вписать» систему проектирования электрики и электроники в наши процессы проектирования изделия в целом. То есть основным критерием для внедрения электрической САПР стала ее успешная стыковка с уже имеющимся у нас программными продуктами NХ и Teamcenter (оба от Siemens).
А кроме этого обязательным условием было удобство интеграции и повышение эффективности работы, потому что число проектов, ведущихся сейчас на КАМАЗе по выпускаемым продуктам, очень велико, и старыми методами мы с этой работой просто не справились бы.
Мы просмотрели различные САПР и приняли решение вложить значительные средства в покупку и внедрение Е3.series – именно по критериям удобства работы в ней, а также по степени ее интеграции с нашими действующими программными системами.
В процессе такого внедрения нашим специалистам удалось собрать в единый электронный проект все модификации грузовика. При этом выдачу конструкторской и технологической документации, включая все схемы и жгуты, на каждое конкретное исполнение грузовика конструкторы реализовали с помощью функционала вариантов и опций системы Е3.series – фактически это сводится к простановке галочек в опросном листе.
Нужно обязательно учитывать, что грузовой автомобиль намного сложнее, чем легковой, так как у него всегда имеется много разных модификаций, которые нельзя полноценно реализовать просто путем организации отдельных разработок. И при этом грузовой автомобиль обязательно является «опциональным», потому что он конфигурируется под каждого отдельного заказчика. Такая конфигурация определяет всю «железную» часть и весь состав компонентов автомобиля – так что должна соответственно конфигурироваться и электрическая часть.
Поскольку сам автомобиль у нас опциональный, то и его электрическая часть должна «откликаться» на те же самые опции и варианты. Вот почему мы создали именно такую многомерную модель данных, в которой одними и теми же опциями управлялись и сам автомобиль, и входящая в его состав электроника, – чтобы в результате всегда получалась взаимосогласованная конструкция.
В результате уже сегодня инвестиции в систему Е3.series оправдали наши ожидания в смысле экономической эффективности. Более того, они окупили себя даже на самой первой пробе, когда мы стали вводить в Е3.series уже почти разработанную документацию на абсолютно новый автомобиль. При этом мы обнаружили парочку очень серьезных ошибок, которые до этого были сделаны на чертеже. Е3.series просто не позволила нам внести эти ошибочные данные в документацию.
Собственно, это и стало для нас поворотным моментом, после которого мы резко расширили применение Е3.series – по всем новым проектам, по перспективным автомобилям, а сейчас мы переводим даже серийные автомобили на этот инструментарий. И все новые проекты, естественно, делаются уже с применением системы Е3.series.